ГАРМОНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В КОНТЕКСТЕ ПСИХОЛОГИИ БЕЗОПАСНОСТИ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА


ГАРМОНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В КОНТЕКСТЕ ПСИХОЛОГИИ БЕЗОПАСНОСТИ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
С.В. Духновский, доктор психологических наук, профессор кафедры «Общая и социальная психология»

Отношения между людьми являются одним из важнейших факторов развития и формирования личности, условием, определяющим качество человеческого существования в целом. Полагаем, что психологическая безопасность, благополучие человека и межличностные отношения взаимосвязаны. Отношения, их характер выступают своего рода индикаторами переживания безопасности (опасности) субъектов образовательного процесса.

В этом контексте приведем ряд тезисов. В частности О.Ю. Зотова указывает на то, что безопасность – «состояние динамического баланса внутреннего потенциала субъекта и внешних условий, обусловленное наличием гармоничных, приносящих удовлетворение отношений, характеризующееся защищенностью (отсутствием деформаций, нарушений и трудностей, а также толерантностью в отношениях), что позволяет реализовывать духовно-психический потенциал субъекта в процессе жизнедеятельности, сохранить его целостность» [3, 64].
Т.В. Эксакусто в своих исследованиях отмечает, что «высокая значимость межличностных отношений для состояния психологической безопасности объясняется тем, что они выступают как основные звенья, опосредующие социальную адаптацию личности, реализующие возможность социальной поддержки в трудных, опасных жизненных ситуациях, в ситуациях преодоления. За большинством психологических трудностей в жизни человека, его безопасности, лежат прежде всего, проблемы взаимосвязанности с другими людьми» [4, 310].
Таким образом, психологическая безопасность возможна при гармоничных межличностных отношениях. Особенную актуальность это приобретает в образовательной среде. Субъекты образовательного процесса – дети разного возраста, их родители, педагоги и другие – включены в межличностное взаимодействие, постоянно общаются друг с другом и между ними складываются определенные межличностные отношения. Вся образовательная деятельность опосредуется модальностью межличностных отношений.

На основании многолетних эмпирических исследований [1; 2] нами была разработана концепция гармонии и дисгармонии межличностных отношений субъектов образовательного процесса. Ниже представлены основные теоретические положения концепции.
1. Гармония межличностных отношений субъектов образовательного процесса представляет собой взаимную удовлетворенность отношениями, постоянный диалог, открытость, контакт, настрой друг на друга, заботу о благополучии партнера, отказ от всякого манипулятивного контроля и стремления к превосходству над ним, включение в самоценный контакт.
2. Дисгармония межличностных отношений субъектов образовательного процесса представляет собой отсутствие доверия, понимания, эмоциональной близости между взаимодействующими субъектами, напряжение и дискомфорт, возникающие в совместной деятельности, напряженность, отчужденность, конфликтность и агрессивность в отношениях, переживание одиночества субъектами отношений.
3. Гармония и дисгармония межличностных отношений субъектов образовательного процесса обусловлены изменением социально-психологической дистанции между ними. Социально-психологическая дистанция как характеристика межличностных отношений проявляется в переживании и понимании близости (отдаленности) между субъектами образовательного процесса, регулирующейся внешними (средовыми) факторами, личностными особенностями, а также активностью субъектов.
4. Гармония и дисгармония межличностных отношений обусловлены выраженностью составляющих социально-психологической дистанции: когнитивной, коммуникативной, эмотивной, поведенческой и деятельностной. Когнитивная составляющая – это степень взаимопонимания. Эмотивная составляющая – соотношение силы сближающих и удаляющих чувств. Коммуникативная составляющая – степень доверия, готовность передавать, получать и хранить информацию, сведения, представляющие личностную значимость. Поведенческая и деятельностная составляющая предполагает совместное осуществление различных видов деятельности в образовательном процессе.
5. Гармония и дисгармония межличностных отношений субъектов образовательного процесса свойственна каждой их (отношений) форме: психологической, социальной и сексуальной. Гармония-дисгармония отношений будет определяться степенью близости-отдаленности между взаимодействующими субъектами, имеющейся в каждой их форме, а также умением-неумением дифференцировать формы отношений (сексуальную, психологическую (эмоциональную) и социальную) в зависимости от ситуации межличностного взаимодействия.

Необходимо указать на то, что создание концепции гармонии и дисгармонии межличностных отношений не может быть оторвано от эмпирической основы. Только таким образом концепция способна развиться в систему взаимосвязанных положений, подкрепленных эмпирическими доказательствами, представленную ниже.

● Детерминантами межличностных отношений субъектов образовательного процесса, характеристикой которых является социально-психологическая дистанция между ними, являются: самораскрытие партнеров, их эмоционально-чувственные характеристики, чувственный тон отношений между ними.
● Характер межличностных отношений субъектов образовательного процесса, характеристикой которых выступает дистанция между ними, определяется их личностными характеристиками: приближающими и отдаляющими.
● Межличностные отношения их гармоничность-дисгармоничность обусловлены удовлетворением субъектом потребностей во взаимодействии.
● Субъекты образовательного процесса способны изменять социально-психологическую дистанцию в континууме «неприемлемо близкая-далекая для них», что является отражением характера межличностных отношений в континууме «гармоничность–дисгармоничность». Промежуточными составляющими этого континуума выступают: приемлемо сближенная и приемлемо удаленная для субъекта (субъектов) дистанция.
● Феноменами дисгармонии межличностных отношений субъектов образовательного процесса, обусловленной социально-психологической дистанцией между ними, выступают: переживание одиночества, нарушение («вторжение») межличностного пространства партнера, интеракционная зависимость одного из субъектов отношений.
● Гармония и дисгармония межличностных отношений, обусловленная социально-психологической дистанцией, в различных системах межличностного взаимодействия имеет как общие, так и отличительные особенности.
В рамках концепции нами разработана модель профилактики дисгармонии межличностных отношений субъектов образовательного процесса [1], предполагающая предупреждение, предотвращение и преодоление дисгармонии. Модель состоит из трех частей: диагностической, консультативной и развивающе-коррекционной.
В заключение отметим, что профилактика дисгармонии межличностных отношений субъектов образовательного процесса может стать перспективным направлением работы профессионалов для создания и поддержания психологической (в том числе социально-психологической) безопасности образовательной среды.

Библиографический список:
1. Духновский С. В., Овчарова Р. В. Гармония и дисгармония межличностных отношений субъектов образовательного процесса : монография. – Курган : Изд-во Курганского гос. ун-та, 2012. – 296 с.
2. Духновский С. В. Психология отношений личности : монография. – Курган : Изд-во Курганского гос. ун-та, 2014. – 380 с.
3. Зотова О. Ю. Безопасность личности как социально-психологический феномен : монография. – Екатеринбург : Гуманитарный университет, 2011. – 594 с.
4. Эксакусто Т. В. Отношения как основа психологической безопасности субъекта // Актуальные вопросы теории и практики психологии отношений: материалы всерос. науч.-практ. конф., Екатеринбург, 17 июня 2011 г. – Екатеринбург, 2011.