ВИЗУАЛЬНАЯ СОЦИОЛОГИЯ. ИССЛЕДОВАНИЕ ГРАФФИТИ В ЗАУРАЛЬЕ


ВИЗУАЛЬНАЯ СОЦИОЛОГИЯ. ИССЛЕДОВАНИЕ ГРАФФИТИ В ЗАУРАЛЬЕ

старший преподаватель кафедры социологии и социальной работы Е.В. Селиванова

В России само понятие «визуальная культура» еще находится на стадии формирования, поэтому многие лаборатории и научно-исследовательские институты (г. Санкт-Петербург, г. Москва, г. Екатеринбург) всерьез озадачены проблемой функционирования визуального в контексте конструирования современного социума.
Основным инструментом сбора данных в подобных исследованиях визуальности принято считать фото- и видеосъемку. При этом задача ученого состоит в том, чтобы раскрыть значение изображения как носителя социальных смыслов в обществе, изучив изображенную социальную реальность. Исследовательский интерес в этом аспекте могут представлять как заснятые в динамике изображения, так и фото статичных предметов в их социокультурном контексте.
В 2010 году в г. Курган было проведено исследование граффити как визуального средства коммуникации. Перед непосредственной фотофиксацией все районы города были сгруппированы по критерию уровня преступности в них, который наглядно отражен в местных печатных СМИ («Курган и курганцы», «Новый мир», «Меридиан»), в сводках новостей телекомпаний Регион-45 и Курганской государственной телерадиокомпании (КГТРК). Выделены три группы районов: центр города, благополучные районы (Заозерный, Шевелевка, Швейная фирма), неблагополучные районы (Восточный, Северный, КЗКТ, район Некрасовского рынка).
Всего было проанализировано 965 граффити, из которых 15% приходилось на благополучные районы, 36% - на неблагополучные, и 48% граффити были найдены в центре города.
Наиболее распространены в г. Курган контркультурные граффити (65%), причем наибольшее число таких граффити приходится на неблагополучные районы (30%) и центральную часть города (28%). Такие показатели отчасти могут быть обусловлены недостаточностью организованных форм досуга среди молодежи региона.
Наиболее ярко выражают протестное содержание молодые националисты в своих трафаретах, которые в 2010 году приобрели наибольшую популярность. Часто можно увидеть на стенах такие надписи: «Скажи нет заразе!», «Хватит бухать!», «Кури, бухай, рожай уродов!», «Кто бухает, тот уже не решает!», «Бухло не решает!» и др. со ссылкой soprotivlenie.su.

Свое мнение о музыкальных группах и направлениях райтеры запечатлели преимущественно на стенах зданий центральной части города (15%) и домов благополучных районов (10%). Это надписи такого содержания: «В. Цой жив!», «Rock not dead», «The Beatles», «АК-47» и др.

Граффити футбольных фанатов не нашли широкого распространения среди курганцев и составили 6%, из которых наибольшая часть приходится на неблагополучные районы (2%). Среди таких граффити часто встречались трафаретные изображения общего содержания: «Все на футбол!», реже надписи «Зауралье чемпион», «Локомотив чемпион», «ЦСКА», «Мостовик!».

 

Граффити социальной ориентации (81%) значительно превалируют над политическими (19%). Чуть меньше половины от всего числа анализируемых единиц приходится на социально ориентированные граффити центральной части города (40%).

Наибольшее количество политических изображений и надписей были обнаружены в историческом центре города (17% от всего числа отобранных единиц анализа). Это те граффити, которые можно воспринимать как способ коммуникации в современном городе. Некоторые из них, такие как трафаретные граффити sorprotivlenie.su, явно нацистского характера, быстро распространились по городу. Некоторые, которые наносились на стены зданий в предвыборный период («Сабакин — друг Чубайса!») и впоследствии закрашивались, либо забеливались, когда становились неактуальны. Есть и несколько надписей внешнеполитического характера (12%): «Нет НАТО!», «НАТО = война!».

Среди неполитических граффити лидируют «наркотические» («Кури гандубас») и «антинаркотические» граффити: «Хватит бухать», «Кто бухает, тот не выбирает», «Курган — город без наркотиков» и др. Наиболее распространены подобные граффити в неблагополучных районах (24% от всего количества отобранных единиц анализа). В то время, как в центре города зафиксировано лишь 8% антинаркотических граффити, а в благополучных районах 1%.

46 % от всех граффити, зафиксированных в г. Кургане по состоянию на 2010 год составляют метатекстуальные граффити, к которым относятся преимущественно теги (подписи райтеров) и иные надписи, не носящие строго политического или социального значения (например, «стена на Гипере»).

Второе место по распространенности занимают художественные граффити (23%), которые можно подразделить по стилю шрифта: бомбинг, тэгинг, райтинг, стретчинг, троуап и др. Стиль и способ нанесения рисунка зависят от предпочтений самого райтера, и того, где и в каких условиях наносится изображение.

Наибольшее количество молодежных и любовно-эротических граффити («Я люблю тебя, солнышко», «С днем рождения ежик», «Сестренка с днем рождения») обнаружено в центре города.

Граффити-диалоги («Мы здесь были 04.07.2008, здесь тусит школа № 7 20.05.2008», «Тусеныш - золотце, Настюша – милашка, Лизочка - красотка, Ирочка - солнышко, Натуля – лапочка, Юленька – Светик, Симана – заинька, Ирусик- мышонок, Ванюша – тигренок 22.09.07» и т.д.) чаще всего встречаются в благополучных районах вблизи учебных заведений: школ, техникумов и училищ.
Таким образом, наибольшее количество граффити можно найти в центральной части г. Курган и в его неблагополучных районах. Почти половину от всех граффити занимают метатекстуальные надписи и рисунки, на втором месте художественные граффити. Наиболее распространены в Зауралье контркультурные граффити, а также изображения и надписи, носящие социальный характер.
Одна из наиболее важных функций, которые выполняют граффити - коммуникативная. Существование граффити во времени и пространстве можно представить как реализацию особого информационного пространства. Граффити современного города все больше принимает на себя роль визуальных форм коммуникации, посредством которых, жители выражают свое мнение, отношение к существующему политическому строю, социальным проблемам и т.д.
В качестве основополагающих черт граффити в этом отношении называют публичный и неофициальный характер этого явления. Как неофициальная форма массовой коммуникации, граффити находится за рамками социальных институтов и цензуры, являясь своего рода альтернативой официальному дискурсу. В связи с этим отмечается, что места, где чаще всего можно встретить граффити, это, как правило, маргинальные зоны городского пространства, скрытые за парадным фасадом города. Местами скопления граффити являются подземные переходы, бетонные барьеры автотрасс, территория железнодорожных вокзалов и т. п. В любом городе есть свои «стены», на которых райтеры периодически обновляют граффити. В г.Курган два таких общеизвестных места: «Стена на Гипере», длинный бетонный забор, находящийся напротив уголовно-исправительного учреждения № 4, и стена у железнодорожных путей в районе Некрасовского моста.
Анализ граффити современных городов как провинциальных, так и более крупных, представляется перспективным исследованием, способным к продуцированию принципиально нового знания о российской действительности. Особенно при использовании фотофиксации как метода исследования в рамках визуальной социологии.